Распространенные шаблоны в литературе - beWriter.ru

Распространенные шаблоны в литературе

Работа с текстом
15 июля 2018
137 просмотров

Шаблоны и стереотипы - образы мысли, к которым мы так часто прибегаем, когда не можем дать полную и обоснованную характеристику чему- или кому-либо, а отталкиваемся от выраженных свойств объекта описания, строя домыслы и догадки, которые затем выдаем за чистую монету. Такие стереотипы не миновали и литературу. И все было бы хорошо - ведь литература как раз позволяет быть свободным в выражении, создании образов и построении сюжета - но их количество немало и там, где ваше произведение могло бы на их фоне выделяется, встанет в один ряд с ними же.

И чтобы ваши работы были более запоминающимися, разнообразными и непохожими ни на что другое, в этой статье будут приведены шаблоны, которые однозначно следует избегать.

 

Частый шаблон, из-за которого произведения не набирают должную популярность, свойственен крупным романам, в которых содержатся проблемы галактического масштаба, решить которые может только один персонаж или незначительная группа людей, противостоящие Злу, Силам Тьмы, Мега Корпорации, Инопланетным захватчиками - выберите, что ближе по сюжету.

Шаблоном в явном виде является наличие “избранного”, о котором может сообщаться в совершенно различной форме, будь то пророчества или обращение напрямую как к мастеру в области решения Глобальных Проблем Нависших Над Человечеством, без которого все обречены и надежды нет.

 

Следующее клише касается развития сюжета и зачастую тесно соседствует с приведенным выше - синдром штурмовика. Суть в следующем - второстепенные персонажи, покоряющие галактику, навязывающие свои правила и побеждающие всех на своем пути без заметных усилий, теряют контроль и все свои навыки при столкновении с главным героем, что рисует последнего еще более “уникальным” и непобедимым, словом своеобразным Стетхемом в мире литературы.
Очевидно, что при таком раскладе автор может легко подстраивать обстоятельства под нужды героя и всегда выводить его победителем. Естественно у такого подхода имеется обратная сторона медали - теряется интрига в сюжетных стычках и противостояниях, отчего в целом падает интерес к произведению.

 

Далее идет сюжетный штамп, опять-таки, позволяющий автору без учета описанных обстоятельств направлять действия в нужное русло - относительно несложное примирение враждующих для достижения цели, к которой идет герой.
Вот есть две противоборствующие стороны, отношения которых не задались, от слова совсем, каждая из них придерживается своих принципов, которые противоречат чужим, и никто из них не то что не может предпринять попытки помириться, но даже и не помышляет об этом. Но тут приходит главный герой, его поверенный или еще кто-то заинтересованный и просит объединиться враждующих для достижения благой цели, ведь все от этого только выиграют, а после пусть  хоть обвоюются в свое удовольствие. И почему-то это срабатывает, все забывают о своих принципах, о вражде, вступают в ряды главного героя и усердным совместным трудом без каких-либо противоречий плечом к плечу трудятся ради общего блага.
Это попросту нереалистично. Не может отсутствовать отстаивание, в первую очередь, личных интересов конфликтующих сторон и последующие разногласия и трудности, возникающие на фоне их взаимоотношений.

 

Пик популярности произведений Толкиена прошел, но след дружеских взаимоотношений с соперничеством между Гимли и Леголасом напоминает о себе до сих пор в самых разных произведениях. К сожалению, идея не нова и не привносит особых красок, все больше вырисовывая относительно новый штамп.

 

Зачастую прежде чем определить вектор своих действий или узнать ценную информацию герой направляется к старцу, который ввиду своей мудрости обладает самыми тайными знаниями, и конечно, же расскажет герою все ,что его интересует, хотя не всегда сразу же.

Мудрец этот, обычно, находится ну очень далеко, ввиду чего путь к нему долгий, опасный и полный приключений.

Место старика-всезнайки нередко занимает некий артефакт, который по своим функциям ничуть не уступает своему биологическому коллеге. В этом случае артефакт, как правило, “откроется” только если герой решит головоломку - впрочем, как и со старцем, который может загадывать загадки или выдвинуть иную цену за информацию.

 

И, конечно же, самый распространенный штамп, вернее группа штампов, которые видят свет только благодаря зависшим в наших головах стереотипам. Так, например неотъемлемой характеристикой мудреца является его почтенный возраст; крупные сильные мужчины, в отличие от птицы Говоруна, не отличаются ни одной из присущих ей черт; а если герой не имеет атлетической наружности и к тому же носит очки, то он либо разбирается в информационных технологиях, либо у него не ладится с противоположным полом, а может и то и другое и еще какое-нибудь третье в придачу. Суть понятна. Старайтесь не полагаться на подобные стереотипы-шаблоны, разве что это абсолютно необходимо и максимально гармонично вписывается в ваше произведение.

?
Отменить
Загрузить комментарии