Принципы написания реалистичных диалогов - beWriter.ru

Принципы написания реалистичных диалогов

Работа с текстом
24 июня 2018
162 просмотра

Общение, равно как и в жизни, является основой взаимодействия героев и персонажей художественных произведений. С помощью обычных диалогов можно развивать сюжет и идею произведения, налаживать взаимоотношения героев и помогать выражать мысли и чувства, строить интриги и проникать в сердца читателей. И в той же мере неуместный и неестественный диалог способен вызвать негативную критику в адрес произведения и автора.

Казалось бы, столь понятная вещь - общение - к которой мы регулярно прибегаем, на бумаге может выйти чересчур угловатой и неестественной. Чтобы избежать такой участи у будущих бесед ваших героев, рассмотрим частые ошибки и дадим советы о том, как писать диалоги.

Диалоги в тексте можно условно разделить на две составляющие - оформление в контексте сюжета и его реалистичность. 

 

Оформление в контексте сюжета  

Это часть диалога, не являющаяся изречениями беседующих, но прямо или косвенно относящаяся к нему. К ним относятся авторские комментарии, своевременность диалога, и наличие у него смысловой нагрузки.


Частота атрибуции

Не следует каждую реплику характеризовать комментарием автора, в особенности фразами “он сказал”, “она ответила” и так далее. Читатель и без того сможет разобрать кому какое высказывание принадлежит, в особенности если участвует только пара персонажей.


Избыточная информативность комментариев

В паре слов - это ненужное, повторное обращение внимание читателя на характерных особенностях действующих лиц. Так, например, после фраз положительного героя комментарии вида “отчеканил бравый рыцарь” скорее всего будут представлять собой излишнее описание, если ранее был описан его образ и показана манера. Опять же, читатели смогут понять, кому принадлежат эти слова, из контекста.


Необходимость диалога

Любая речь занимает определенное место в произведении и служит своего рода развитием сюжета - зачином для дальнейших событий, рассказом идеологий и движущих сил героев, преподносит новые обстоятельства и ранее неизвестные сведения. Так что мало какую из них можно убрать, не поменяв структуру и не исказив его. Таким образом диалог должен быть необходим, в противном случае появится довольно назойливая проблема - пустая болтовня.


Бессодержательность

Это разговоры ни о чем, не несущие в себе никакой сути и смысловой нагрузки - разговор ради разговора, они никак не способствуют раскрытию сюжета, однако и не препятствуют ему, их недостаток кроется в потере интереса читателя к таким разговорам, в особенности, если они встречаются постоянно.

Проверить является ли написанная вами беседа необходима в произведении очень просто - уберите ее и посмотрите, изменился  ли смысл, пропала ли логическая связь между событиями до и после этого диалога. Если смысл и связность происходящего утрачивается, значит ваш диалог просто просится на страницы будущего бестселлера, в противном случае - его можно безболезненно оставить за пределами вашей работы.

 

Реалистичность диалога

Непосредственно сами изречения персонажей, содержательная составляющая диалогов.


Отражение характера персонажа, его манер

Все персонажи уникальны, если не все, то многие, если не многие, то хотя бы главные герои и те, кто встречается им на пути. Об этом не стоит забывать. Культурная литературная речь всем и каждому тоже не подойдет, манера общения героя должна дополнять его в глазах читателей, чем-то выделять. Так, например, высокомерные герои всегда будут смотреть на других с неким презрением, истрепанному нищему наврятли будут знакомы изысканность и красота речей, а дисциплинированные бойцы и вовсе окажутся немногословны.


Естественность речи

Общение должно быть максимально естественным и непринужденным в глазах читателей. К примеру, в повседневной жизни мало можно встретить людей, разговаривающих в эпической манере фразами на несколько листов текста(Если, конечно, такой монолог не был задуман изначально). В обыденном общении любые длинные, излишне украшенные фразы, которые вы хотите присвоить своему герою, можно совершенно спокойно заменить более коротким и ничуть не менее понятным аналогом.

"В мое отсутствие ухаживай за цветами, ежедневно поливай их, чтобы они получали питательные силы и могли расти"

легко поддается замене на “Поливай цветы, а то завянут”.


Обыденность фраз

Если вы хотите, чтобы в вашей книге видели жизнь, избегайте нереалистичности построения диалогов. Например, следующий отрывок будет, казалось бы, безобидным по содержанию, но где свойственно появиться ошибке раз, там она и укоренится:

 - Как ты слетал в отпуск, Пит?

 - О-о, Джон! Пойдем присядем, историй хоть отбавляй!


Ошибка почти что незаметна, хотя и находится на самой поверхности. Увидели? Если нет, то вспомните, как вы здороваетесь на улице с знакомыми и друзьями - маловероятно, что вы оба поименно приветствуете друг друга - это попросту нереалистично, хотя в некоторых случаях такое приветствие более чем уместно. Да и в целом при общении мы редко называем собеседника по имени.

 

Соответствие диалога окружающим обстоятельствам

Пункт, которым нередко пренебрегают начинающие писатели. В некотором роде соседствует с естественностью, только в аспекте, касающегося времени и места - герой не сможет вести сражение с вражеской армией и при этом параллельно спорить о добре и зле с антагонистом. Это просто невыполнимо физически, так же как и при любой другой активной деятельности или в напряженные моменты, когда герою необходима концентрация.  И напротив, когда герою ничего не угрожает, ему нет причин волноваться и он может ни на что не отвлекаясь вести долгие беседы.


Соответствие настроению

Последний пункт относится непосредственно к действующим лицам. Если вы сказали,что Евлампий наконец-то получил новую должность, а вместе с ней и желанную прибавку к зарплате, то вероятно он будет в хорошем расположении духа. Эмоции героев и их настроение также должны находить свое отражение в том, что и как они говорят. В таком случае Евлампию будет как нельзя кстати добавить в его речь оптимизма и радости, равно как влюбленным будет свойственно приукрашивать их половинок и видеть жизнь вокруг более яркой.

?
Отменить
Загрузить комментарии