Правила написания аннотации - beWriter.ru

Правила написания аннотации

Издание произведения
Работа с текстом
18 марта 2018
236 просмотров

Аннотация - это…?
Строгое определение аннотации гласит: лаконичное, краткое содержание книги. Иными словами аннотация представляет собой лицо книги, является ее рекламным объявлением. Именно аннотация позволяет привлечь первичное внимание к произведению, рассказать читателю, о чем оно, кто является героем и с какими трудностями он столкнется. Нередко именно благодаря грамотно составленной аннотации у потенциального читателя пробуждается интерес к произведению, который и подтолкнет его к прочтению книги.

 

Шаблон аннотации любого художественного произведения обычно состоит из следующих элементов:

  • Отличительные черты произведения, если таковые имеются,

  • Отличительные заслуги автора произведения, если таковые имеются,

  • Основная идея произведения,

  • Место и время действия,

  • Пара слов о герое/героях произведения,

  • Задача, которую герой должен решить, цель, к которой он стремится и проблема, мешающая ее достижению.

 

Учитывая, что аннотация - это и рекламное объявление книги, то писать ее следует исходя из содержания книги в манере, зависящей от целевой аудитории книги. Тут как нельзя кстати подойдет цитата, приписываемая Дебору Бламу, о полезности выразить главную идею своей книги:

Обычно я стараюсь описать идею книги одним предложением. Это очень полезно, когда редактор спрашивает тебя, почему читатели должны захотеть купить твою книгу.

 

Например, если ваша книги является представлением некоего сенсационного материала или полезной информации, то излишние украшательства лишь отпугнут читателей, в то время как для людей, ищущих высокохудожественные произведения, отпугнет приземленная аннотация.

 

Ниже приведен ряд ошибок, допускаемых при составлении аннотации, которые могут утопить книгу.

Первая ошибка - отсутствие конкретики.

“Это поистине захватывающее приключение юного легионера!”. Согласитесь, такая фраза ничуть не захватит внимание читателя. Приведите пример, назовите один-два захватывающих эпизодов из жизни этого легионера - в таком случае интерес к произведению значительно возрастет. Не говорите, а показывайте, не будьте голословными, зацепите читателя, забросьте крючок, на который он сможет попасться. И это касается рекламы абсолютно всех достоинств книги.

 

Вторая - несвязная история или ее отсутствие.
“Надвинувшаяся мгла… Таинственное исчезновение Колобка…  История, основанная на работе одного ЖЭКа! Заинтригованы? Просто откройте книгу и окунитесь в эту неповторимую историю.”
Возникает резонный вопрос: о чем книга? При прочтении подобной аннотации не дает покоя ощущение, будто прочитал совершенно случайные вырезки из разных произведений.

 

Далее - банальность и украшательство обыкновенные, ничем не подкрепленные.

“Умопомрачительная история, изложенная известным писателем с присущим ему неповторимой изысканностью и глубиной сопереживания о дружбе и ненависти, любви и предательстве...”.

Ну, во-первых, кто сделал автора известным? Есть ли у него титулы, награды за его труды? Если да, то почему бы не написать об этом, так сказать, подкрепить делом? И еще помимо столь обобщающих понятий, было бы куда лучше написать что-то более конкретное, показывающее, в чем заключается та же “дружба и ненависть”.

 

И последнее - безэмоциональность.
“История об утрате и чувстве вины. Юноша едва оправился от кончины возлюбленной, как в его жизни появилась девушка, привлекшая все его внимание.”
Ошибка, как правило, свойственна быть и таковой считаться в произведениях, уделяющих большое внимание чувственной составляющей. Например, в историях о любви. Или о тяжкой утрате и ее переживании, о внутренней борьбе человека.

 

Примеры достойных аннотаций к не менее достойным произведениям:

Энтони Бёрджесс "Заводной апельсин"

"Заводной апельсин" – литературный парадокс ХХ столетия. Продол-жая футуристические традиции в литературе, экспериментируя с языком, на котором говорит рубежное поколение malltshipalltshikov и kisok "надсатых", Энтони Бёрджесс создает роман, признанный классикой современной литературы. Умный, жестокий, харизматичный антигерой Алекс, лидер уличной банды, проповедуя насилие как высокое искусство жизни, как род наслаждения, попадает в железные тиски новейшей государственной программы по перевоспитанию преступников и сам становится жертвой наси-лия. Можно ли спасти мир от зла, лишая человека воли совершать пос-тупки и превращая его в "заводной апельсин"? Этот вопрос сегодня актуален так же, как и вчера, и вопрос этот автор задает читателю.

 

Жан-Поль Сартр "Тошнота"

Тошнота – это суть бытия людей, застрявших "в сутолоке дня". Людей – брошенных на милость чуждой, безжалостной, безотрадной реальности. Тошнота – это невозможность любви и доверия, это – попросту – неумение мужчины и женщины понять друг друга. Тошнота – это та самая "другая сторона отчаяния", по которую лежит Свобода. Но – что делать с этой проклятой свободой человеку, осатаневшему от одиночества?..

 

Рэй Брэдбери "451 градус по Фаренгейту"

Геликоптеры, компьютеры, многочисленные гаджеты, делающие жизнь людей максимально комфортной и упорядоченной. Но книги здесь запрещены, их распространение и чтение караются смертью. Граждане нового мира включены в цикл непрерывного производства и потребления, их время подчинено жесткому ритму. Но все реже встретишь на улицах того, кто отправился на обычную прогулку, кто затевает разговор с соседом ради простого общения. Государство установило жесточайший контроль над распространением информации, и спецподразделения пожарных выявляют и сжигают нелегальные хранилища книг...

?
Отменить
Загрузить комментарии