Немного об ужасах - beWriter.ru

Немного об ужасах

Обзоры
23 июня 2019
93 просмотра

Ужасы – нередко называемые «хоррор» - жанр литературы, нацеленный на пробуждение у читателя чувства страха.

Зачастую хоррор можно встретить в сочетании с фэнтези или мистикой, например, при использовании в повествовании истории, связанной с мифологией, однако также встречается произведения без «примеси» других жанров.

Каким же образом авторам произведений удается вызвать страх или может даже тревогу? Таких эмоций относительно просто добиться, оперируя общечеловеческими страхами перед чем-то новым, неизведанным, погруженным во мрак (как в прямом, так и в переносном смысле), чем-то диким, зловеще таинственным, вызывающем неприязнь и, возможно, ужас.

Зная эти особенности человеческого поведения вкупе с мистическими, инфернальными сюжетами мифологии, авторам удастся написать вызывающую волнение историю. Хотя помимо этого также следует поддерживать интерес читателя к происходящему, иначе один лишь страх будет скорее отталкивать, нежели привлекать к себе взгляд любящих потрепать себе нервы качественной историей ужасов.


 

Истоки жанра

Своеобразной предысторией современного жанра ужасов послужили средневековые рыцарские романы в готическом стиле, французские «трагические истории» XVI—XVII в., в которых появляются сюжеты, связанные с одержимостью дьяволом и иные инфернальные темы, английские готические романы, а также психологические новеллы Эдгара По.

Одним из первых произведений ужасов можно считать древнерусскую повесть «Повесть о Дракуле», написанной в 80х годах 15 века.

В 1860-е годы в Англии формируется то, что уже можно назвать непосредственно литературой ужасов. Примером тому служит классический рассказ того периода — «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона.


 

Ранняя литература ужасов

К ранним представителям жанра в литературе Англии, в некотором роде «первопроходцам» можно отнести М. Р. Джеймса с ироническими «рассказами антиквара о привидениях», Элджернон Блэквуд, Артур Мэкен. Позднее, в 30—50-е годы, из-под пера Роальда Даля, Джона Кольера, Джеральда Керша, появляются рассказы, объединяющие сверхъестественные события с «черным юмором». В Америке толчок развитию жанра дал журнал «Weird Tales», впервые напечатавший произведения Говарда Лавкрафта, своими работами создавшего целый поджанр «Лавкравтовские ужасы», а также Кларка Эштона Смита, Роберта Ирвина Говарда, Роберта Блоха. Классиками 50-х годов в Америке принято считать Шерли Джексон, чьи труды оказали влияние на Стивена Кинга, а также и Ричарда Мэтесона с одним из наиболее известных произведений «Я - легенда». Стоит также отметить нежанровую разновидность литературы ужасов — известную прозу Франца Кафки «Превращение».

Французская литература ужасов в XIX веке представлена в виде «жестоких рассказов», не имевшей мистической или фольклорной составляющей, но сочетавшими в себе изображение человеческих страданий и социальный критицизм. Наиболее ярким представителем данного жанра является Огюст Вилье де Лиль-Адан.


 

Выдающиеся писатели

Первое имя, которое приходит на ум при обсуждении хоррора — это, конечно же, Стивен Кинг – человек, считающийся «королем» жанра из-за количества и разнообразия (о чем ныне возникают споры) его работ. Известны также Уильям Блэтти во многом благодаря популярному роману «Изгоняющий дьявола» (он же “Экзорцист”), Айра Левин, Клайв Баркер, Роберт Маккаммон, Энн Райс, Лорел Гамильтон, Ричард Лаймон, Питер Страуб, Уитли Стрибер, Джек Кетчам, Джеймс Герберт, Рэмси Кемпбелл, Брайан Ламли, Крис Картер, Марк Данилевский и другие.


 

Поджанры ужасов

Галина Заломкина – доктор филологических наук - делит ужасы на horror gothic, тот, что имеет материальное воплощение и terror gothic, тот, что реализуется исключительно в напряжённой атмосфере. Сьюзен Хэйворд разделяет жанр на сверхъестественный хоррор(фигурируют фантастические существа), психологический хоррор и слэшеры (произведения с обилием жестоких, полных насилия и крови сцен, простотой замысла и быстроразвивающемся сюжетом).

Литература ужасов включает в себя несколько поджанров, самые крупные и выдающиеся представители которых следующие:

  • Триллер — жанр подразумевает резкий испуг читателя и появления. Триллеры разделяют на мистические и психологические. В первом случае присутствуют элементы сверхъестественного, связанного с мифологией, во-втором за основу берутся реальные или возможные в повседневной жизни события (например, истории, основанные на реальных событиях, рассказы о серийных убийцах или о людях, страдающих искажающими реальность болезнями, вызывающими галлюцинации и тд.)

  • Апокалиптика — подвид ужасов, возникший в Великобритании в начале 80-х годов прошлого века. Характеризуется присутствием крупномасштабного катаклизма или апокалипсиса, приведшем к изменению жизни на Земле, в результате которого мир становится чрезвычайно опасным. Универсальный пример: «романы о зомби». Стиль поджанра не стоит путать с романами-катастрофами, в которых элемент ужасов не играет первостепенную роль, а внимание акцентируется на устранении катастрофы, вместо повествования о выживании нескольких отдельно взятых человек в смертельных для них условиях.

  • Чёрный юмор или чёрная комедия — смесь двух стилей, одновременно посвященная ужасам и комедии. В литературе встречается довольно редко, представляется чаще комиксами.

Может быть интересно
?
Отменить
Загрузить комментарии