Методы творческого мышления - beWriter

Методы творческого мышления

24 января 2018
91 просмотр

Часто ли вы сталкиваетесь с ситуацией, когда вам нужна свежая идея, интересный сюжетных ход или яркий персонаж, но ничего не приходит на ум помимо уже известных и заезженных шаблонов? Во избежание таких ситуаций в этой статье приведены наиболее известные методики творческого мышления, применяемые, в частности, в литературе. Данные методы могут использоваться как в одиночку, так и в группе людей. Для достижения лучшего результата рекомендуется использовать несколько из приведенных ниже методов творческого мышления.

 

Метод Уолта Диснея

Суть метода заключается в рассмотрении поставленной задачи с трех точек зрения, что должно способствовать отсеиванию слабых идей и рационализации выбора:

  1. Мечтатель - формулирует идею, даже самую фантастическую, не имеет абсолютно никаких ограничений в мыслях, волен фантазировать все, что угодно.

  2. Реалист - оставляет наиболее подходящие и возможные идеи, приспосабливает и видоизменяет идеи мечтателя под границы реальности.

  3. Критик - предупреждает трудности и ошибки, с которыми могут столкнуться идеи.

 

Техника шести шляп

Ввиду сложности организации человеческого мышления, его беспорядочности и наличии множества мыслей, растекающихся в разные направления, был разработан метод, позволяющий на некоторое время направлять ход мыслей на определенные задачи. Такие задачи условно получили названия шляп, каждая из которых обозначается своим цветом. Однако, ввиду неестественности такого разделенного мышления, каждый из методов, или шляп, используется ограниченное время.

  1. Синяя шляпа - управление. Происходит обсуждение самого мыслительного процесса - определение проблемы и стратегии ее обсуждения, оценка текущего состояния проблем и положения дел.

  2. Белая шляпа - факты и информация. Определяются факты, сведения. В этой шляпе собирается любая информация, касающаяся темы обсуждения.

  3. Красная шляпа - эмоции и чувства.Используется для сужения списка возможных вариантов, основываясь на чувственном и эмоциональном восприятии. Например, “это слишком банально!” или “мне не нравится его внешность”.

  4. Черная шляпа - критическое мышление. Предполагается поиск проблем и несовпадений, выявляются препятствия, риски.

  5. Желтая шляпа - оптимистичность. Вектор мышления, противоположный черной шляпе - выявляются преимущества, связанные с рассматриваемым вопросом. Например, “эта черта характера явно улучшила бы персонажа”

  6. Зеленая шляпа - креативность. Поиск творческих, нетривиальных идей и вариантов развития событий.

В данном методе важно помнить о том, что шляпы должны сменять друг друга в определенном порядке через для достижения максимального результата. Например, для поиска выхода из тупиковых ситуаций, образовавшихся после черной шляпы, следует использовать зеленую. А синюю также желательно использовать и в конце мышления для подведения итогов.

 

Техника SCAMPER

Название данной техники креативного мышления является акронимом проверочного списка, с помощью которого можно получить новые объекты и свойства.

S - substitute - Заменить что-то чем-то

C - combine - Сочетать, с другими функциями, объектами, свойствами

A - adapt - добавить новые возможности, элементы

M - modify - Модифицировать, изменить структуру, цвет, форму или иной атрибут

P - put - Применить для чего-то другого, использовать в новой, нетипичной области

E - eliminate - Убрать лишнее, упростить до сути

R - reverse - Поменять местами, найти применение в чем-то противоположном

Аналогом данного метода является “контрольный список Осборна”, предлагающий ряд похожих вопросов и несколько более конкретизирующих.

 

Мозговой штурм

Суть метода заключается в генерациит как можно большего количества идей. Сам процесс разделяется на три этапа: постановка проблемы, генерация идей, оценка и отбор идей.

На первом этапе проблема должна быть четко сформулирована. Во время второго этапа должны соблюдаться следующие условия:

  1. Никаких ограничений, главное получить максимальное количество идей.

  2. Никакой критики и оценки сформулированных идей.

Третий же этап как раз заключается в критике и оценке всех идей, выработанных на предыдущем этапе. Данный шаг позволяет выделить наиболее ценные идеи, не прерывая процесс творческого мышления, что помешало бы на предыдущем шаге.

 

Метод синектики

Является модификацией метода мозгового штурма, в отличае от которого здесь приветствуется небольшое количество идей, решающих поставленную проблему. Такие решения должны генерироваться на основе череды ассоциаций, возникающих в процессе обсуждения проблематики. Ассоциации, в свою очередь, ничем не должны ограничиваться

 

Метод каталога, метод случайных объектов, метод фокальных объектов

Для использования метода желательно использование каталог ввиду необходимости наличия под рукой большого количества слов (объектов). Суть метода заключается в генерации случайных сочетаний и выборе наиболее подходящих из них. Порядок действий следующий:

  1. Выбирается основной объект, подлежащий модификации.

  2. Случайным образом определяются несколько вспомогательных объектов.

  3. Для каждого вспомогательного объекта фиксируются его признаки - особенности и основные функции.

  4. Полученные признаки переносятся на основной объект.

  5. Из новых идей выбираются наиболее удачные, с которыми продолжают работу.

 

Метод DO IT!

Является акронимом заглавий четырех этапов.

Этап D - define (определить). Данный этап является организационным - выясняются требования, ставятся конкретные задачи и цели.

Этап O - open (открыть). Этап посвящен активной генерации идей. На этом этапе лучше прибегать к тем же условиям, которые используются при мозговом штурме.

Этап I - identify (идентифицировать, распознать). Этап критического мышления, оценки сгенерированных на предыдущем шаге идей. Все идеи делятся на две категории - перспективные и бесперспективные

Этап T - transform (преобразовать). На этом этапе происходит развитие идей(доведение до ума), признанных перспективными с последующей реализацией(написанием).

 

Свободное написание (фрирайтинг)

Метод позволяет выйти из состояния, при котором ничего “не пишется”. Суть метода заключается в том, что вам нужно записывать абсолютно все возникающие мысли, не задумываясь над какой-то конкретной проблемой, без дальнейшего редактирования и не заботясь о грамматической составляющей. Просто позвольте вашим мыслям выйти на бумагу.